Вы здесь

Ъ: Минэкономики смягчило подход к контролю поставщиков ресурсов ЖКХ

Как стало известно “Ъ”, Минэкономики решило отказаться от требования массового перехода ресурсоснабжающих организаций (РСО) на спецсчета. Новый законопроект ведомства предполагает введение казначейского сопровождения только при неисполнении поставщиками коммунальных ресурсов инвестпрограмм, которыми обосновывается рост тарифов, то есть добросовестных компаний изменения не коснутся. Участники рынка, однако, настаивают на избыточности механизма — и опасаются, что после казначейского сопровождения вернуться к исполнению инвестпрограмм РСО уже не смогут. Эксперты же полагают, что проект сможет стимулировать компании оптимизировать инвестиции.

Минэкономики смягчило подход к контролю деятельности РСО, переписав законопроект о введении для них спецсчетов. Прежний вариант требовал перечисления выручки всех РСО на спецсчета в казначействе для контроля за их расходами и борьбы с выводом средств, и инициатива вызвала серьезные опасения рынка: бизнес ссылался на риски блокирования операционной деятельности и возникновения дополнительных расходов (см. “Ъ” от 1 июня). В новом проекте (есть у “Ъ”) Минэкономики предлагает переводить РСО на спецсчета только при неисполнении ими инвестпрограмм — основанием для этого станет предписание об устранении нарушений. Напомним, что расходы инвестпрограмм зачастую являются обоснованием необходимости повышения тарифов — и поэтому подпадают под контроль властей.

В ведомстве “Ъ” подтвердили факт разработки документа. Выполнение инвестпрограмм будет устанавливаться проверками — ежегодными плановыми и внеплановыми, основания для признания инвестпрограммы невыполненной установит правительство. Спецсчет будет открываться минимум на два года, а при повторном предписании — продлеваться на тот же срок, при этом казначейство будет контролировать исполнение запрета на нецелевое расходование средств. Как пояснил “Ъ” источник в финансово-экономическом блоке Белого дома, норма направлена на минимизацию недобросовестной деятельности — если компания выполняет инвестпрограмму, для нее ничего не изменится.

Смягчена и ответственность за нецелевые траты средств со спецсчетов: вместо уголовной предусмотрена административная — для должностных лиц штраф до 100 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 120 часов, при повторном нарушении — дисквалификация на срок до трех лет. За отказ открывать спецсчета должностным лицам также может грозить дисквалификация, а компаниям — штраф до 5 млн руб. Для чиновников при нарушениях порядка формирования или контроля исполнения инвестпрограмм предусмотрен штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до двух лет.

Как отмечают в Совете производителей энергии (СПЭ), блокировка казначейством операций по спецсчету при проверке может вызвать «коллапс неисполнения РСО договоров и обязательств по инвестпрограммам», а при продлении работы через спецсчет организация «не сможет выйти из круга неисполнения инвестпрограммы». Целесообразным в совете считают внедрение спецсчетов для системных неплательщиков на оптовом рынке электроэнергии, где много лет остается нерешенной проблема энергосбытовых компаний Северного Кавказа. В Минэнерго “Ъ” заявили, что приветствуют «желание Минэкономики навести порядок в регулировании инвестиционной деятельности РСО, а также в контроле исполнения ремонтных программ», но проект не поддерживают, так как регулирование «в электроэнергетике значительно опережает прочие ресурсы и предлагаемые меры отбросят эту отрасль назад»...

Полный текст: Коммерсант от 22 октября 2018 года

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть