Вы здесь

Определены величины предстоящей индексации тарифов ЖКХ. Комментарий И. В. Колесникова

Дата публикации: 29.11.2023

Правительство России своим распоряжением утвердило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные ресурсы в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2024–2028 годы. Соответствующий документ №3147-р появился на официальном интернет-портале правовой информации

Повышение тарифов в рамках установленных кабмином значений произойдет с 1 июля 2024 года. Напомним, что подорожание отпускных расценок на такие ресурсы, как газ, электроэнергия, вода и тепло произошло декабре 2022 года. Таким образом, интервал между двумя индексациями составит полтора года.

Примечательно, что на этот раз для каждого региона определено и свое значение среднего индекса. Эта величина варьируется от минимума в Хакасии (+4%) до максимума в Забайкальском крае (+15%). При этом в большинстве субъектов подорожание "коммуналки" будет держаться в этом диапазоне. В некоторых регионах оно будет тяготеть к верхней границе и, например, в Омской области составит 14%, в Москве — 11%, в Дагестане — 10,8%, в Подмосковье — 10,7%, в Ленинградской области — 10,2%, в Санкт-Петербурге — 9,8%, в Северной Осетии — 13,7%, тогда как в других субъектах эти величины окажутся существенно меньше. В частности, на Чукотке значение среднего предельного индекса составит 4,9%.

Вместе с тем, в одном и том же субъекте РФ, но в его разных муниципалитетах коммунальные услуги подорожают неодинаково. В 2024 году такие отклонения допустимы от нуля в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Сахалинской области и Ямало-Ненецком автономном округе до 9,8% в Смоленской области. А вот в 2025–2028 годах диапазон отклонений будет уже и составит от нуля до 2,1% в зависимости от региона.

Как отметили в Минстрое России, индексы являются одним из инструментов контроля за тарифными решениями, которые принимают региональные власти. Они используются для защиты потребителей от необоснованных изменений платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). И несмотря на периодическое подорожание тарифов, в последние годы рост стоимости ЖКУ складывался ниже уровня инфляции.

Надзор за тем, как в регионах проводится индексация, возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В случае обнаружения необоснованного увеличения тарифов или других нарушений ведомство вправе вынести соответствующее предписание. В ФАС также напомнили, что ранее правительство приняло дополнительные меры для контроля тарифов. Благодаря этому территориальные органы ведомства получили расширенные полномочия по их проверке.

По расчетам Минэкономразвития РФ, с учетом запланированной индексации размер платы за ЖКУ у средней российской семьи увеличится с 1 июля 2024 года на 500–550 рублей. При этом рост стоимости "коммуналки" будет смягчен мерами социальной поддержки. Так, размер субсидии учитывается исходя из величины затрат домохозяйства на ЖКУ по отношению к имеющимся доходам. В большинстве субъектов субсидия предоставляется семье, если расходы на квартплату превышают 22% дохода. Но в Москве и ряде других регионов эта планка ниже.

По мнению члена Общественного совета при Минстрое Ольги Сердюк, в настоящее время у региональных властей есть все надлежащие инструменты, чтобы, с одной стороны, обеспечить для предприятий ЖКХ необходимую доходную базу для нормального существования и развития, что невозможно без экономически обоснованного повышения тарифов, а с другой стороны, защитить граждан, нуждающихся в соцподдержке от предстоящего роста цен на ЖКУ.

Конечно, метод, при котором индексация является одним из основных способов регулирования тарифов, имеет свои недостатки. Но он уже привычен, и власти активно им пользуются. Хотя и не скрывают, что данный инструментарий нуждается в доработке. Как известно, индексы рассчитываются, исходя из предполагаемых значений потребительских цен и изменения стоимости энергоресурсов, а также общего прогноза социально-экономического развития конкретного региона. Но, как считает руководитель проекта направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Игорь Колесников, в формулу, используемую при расчете индексов, было бы неплохо добавить дополнительные критерии. И, например, учитывать долю семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ.

Впрочем, работа по совершенствованию тарифообразования ведется на постоянной основе. Так, к примеру, ранее в правительстве сообщили, что намерены побудить регионы к более быстрому переходу на дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от уровня ее расхода.

Павел Склянчук, эксперт тематической площадки "Жилье и городская среда" Общероссийского народного фронта: "Индексы регулирования цен на коммунальные ресурсы — это действенный инструмент, который за последние десять лет реально обуздал тарифы в сфере ЖКХ и позволяет удерживать их на стабильном уровне".

10,9% млн кв. метров дохода российских семей идет в среднем на оплату ЖКУ (данные Росстата).

 

"Строительная газета" от 28 ноября

Фото Shutterstock/ FOTODOM

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть