Вы здесь

Программа социально-экономического развития города Дзержинска

Дзержинск являлся  вторым по численности населения и экономическому потенциалу городом Нижегородской области. По числу жителей он опережал ряд столиц субъектов Российской Федерации, а его значение как центра химической промышленности выходило далеко за областные рамки. Связи предприятий города делали его системообразующим звеном в химическом комплексе России.

В процессе перехода к рыночным экономическим отношениям город Дзержинск столкнулся со многими проблемами социально-экономического характера, которые особенно обострились после финансового кризиса августа 1998 г. На состоянии Дзержинска, как и многих других российских городов, отразились проблемы макроэкономические, связанные со сложностью перестройки сложившейся за многие годы неэффективной структуры хозяйства. Однако все более заметными становились причины местного характера, влияние которых должно преодолеваться в ходе работы городской администрации в сотрудничестве со всем городским сообществом. 

Собственные возможности администрации города Дзержинска по реформированию социально-экономической сферы были ограничены условиями разделения функций управления с вышестоящей властью, тем, что многие “рамки” экономических преобразований по-прежнему задавались на федеральном и областном уровне. Вместе с тем в городе было немало неиспользованных возможностей улучшения социально-экономической ситуации, которые могли быть реализованы именно в ходе внутригородской работы.

Подходы к созданию Программы социально-экономического развития города Дзержинска

Программа социально-экономического развития города Дзержинска была основана на том, что городская администрация стремилась выполнять свою функцию органа, которому городское сообщество делегировало полномочия по обеспечению своих интересов и потребностей.

Программа социально-экономического развития города Дзержинска была ориентирована на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся экономику города, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Программы являлось создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Благоприятные условия для жизни населения понимались как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривалась как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Программа была основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. У города было достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволило бы стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним относились, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. Программа содержала комплекс мер, которые были ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры практически не требовали дополнительных бюджетных затрат.

Программа должна была стать продуктом “общественного согласия”, основанном на поддержке всего городского сообщества. К представителям сообщества в данном случае относились городское руководство, предпринимательский сектор, общественные организации, научные и учебные заведения и т. д. Программа должна была пройти процедуры общественного обсуждения и принятия городским органом представительной власти. Такая форма работы позволяла, во-первых, использовать интеллектуальный и организационный потенциал города, во-вторых, обеспечить легитимность Программы, ее “устойчивость” во времени и независимость от смены исполнительной власти, в-третьих, обеспечить участие всех представителей города в ее исполнении.

Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в городе состояла в том, что текущее  планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно было базироваться на долго-/среднесрочной Программе, разработанной на основе стратегических целей. Программа имела системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Программа определяла принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Она получала статус городского нормативного акта и применялась как основа для текущего планирования.

Для того, чтобы быть эффективной, программа должна была быть разработана в соответствии с принципами, соответствующими рыночному планированию: быть не директивной, а индикативной; учитывать реальные возможности городской администрации; содержать эффективно действующие экономические механизмы. Особенно важным являлось развитие обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения и возможность корректировок в ходе текущего планирования.

Принятие Программы само по себе явилось бы значительным продвижением в совершенствовании планирования социально-экономического развития. Она позволила бы провести упорядочение городской нормативно-правовой и информационной базы, связанной с вопросами социально-экономического развития, схем взаимоотношений между подразделениями администрации, порядка взаимодействия администрации с независимыми городскими структурами; осуществить в процессе работы над программой повышение квалификации сотрудников администрации в направлении перехода к рыночным механизмам перестройки работы.

Публикация

Главные проблемы города

Дзержинск исторически сформировался как город при крупнейших химических предприятиях. На протяжении практически всей его истории, особенно в период существования командно-административной экономики, в развитии города доминировал производственный фактор - стремление добиться максимального эффекта за счет концентрации производства, размещения на территории города многих химических предприятий, пренебрежения соблюдением экологических норм. Доминирование интересов производства над интересами гармоничного социально-экономического развития города привело к целому комплексу проблем, которые в настоящее время усугубляются быстрым переходом экономики на рыночные отношения. К их числу относятся:

  • Сложная экологическая обстановка. За многие годы работы химических предприятий загрязнение окружающей среды как по текущему, так и по накопленному уровню многократно превысило допустимые пределы, следствием чего является ухудшение условий жизни населения, рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни, снижение численности и ухудшение качества трудовых ресурсов, повышение “нагрузки” на работающих за счет иждивенцев и пенсионеров.
  • Высокая  опасность кризисных явлений в городской экономике. Слабо диверсифированная городская экономика сильно зависит от колебаний на товарных рынках, ее “провалы” ведут за собой всплески безработицы, ослабление городской налоговой базы, нарастание социальной напряженности.
  • Хронический дефицит бюджета города, обусловленный как ослаблением налоговой базы, так и неэффективным расходованием средств. Город из бюджетного донора конца 1980-х гг. превращается в дотационный. В структуре самого бюджета особенно серьезно недофинансируются социальные статьи, минимален бюджет развития. Установленные областью нормативы отчислений по основным налогам не обеспечивают на сегодня необходимых доходов.
  • Недообеспеченность населения города практически по всем основным видам услуг - жилищно-коммунальной сферы (в частности, по объемам ремонта жилищного фонда и др.), городского пассажирского транспорта (по наличию подвижного состава, его качеству и количеству человеко-поездок), ряду показателей социально-культурной сферы и т. д.
  • Неудовлетворительное состояние многих объектов коммунальной инфраструктуры как бытового, так и производственного назначения - производящих и распределяющих тепло, воду, электроэнергию, очистных сооружений, транспортных магистралей и т.д. Причинами являются моральный  физический износ, неэффективные формы управления.
  • В городе слабо развита предпринимательская среда. Это выражается в ряде признаков, среди которых:
    • неразвитость городской нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с бизнесом, подмена ее оперативным управлением со стороны администрации;
    • слабая развитость сети специализированных организаций, занимающихся вопросами экономического развития, маркетинга, работы с инвесторами; особенно это касается организаций, дистанцированных от городской администрации и способных независимо выражать общественные интересы.

 

Основные ресурсы города

  1. Ресурсы, априорно присущие городу.
  2. Собственные ресурсы городской администрации, то есть общественные ресурсы, находящиеся в ее непосредственном распоряжении.
  3. Ресурсы, находящиеся в частной (личной, корпоративной) собственности.

К первой группе ресурсов можно отнести:

  • Выгодное географическое положение. Дзержинск расположен в непосредственной близости к  Нижнему Новгороду и ряду других промышленно развитых городов Нижегородской области, что при правильной организации связей может дать сильный агломерационный эффект. Вместе с Нижним Новгородом Дзержинск занимает центральное положение в крупном развитом Поволжском регионе. Дзержинск имеет прекрасное транспортное положение, размещаясь на магистральных железной и автомобильной дорогах, соединяющих крупнейшие города европейской части страны (Москву, Нижний Новгород, Казань), а также на реке Оке, в непосредственной близости от ее впадения в основную водную артерию европейской России - Волгу.
  • Природные ресурсы. Дзержинск хорошо обеспечен водными ресурсами, в районе города располагаются месторождение силикатных песков. Песчаные почвы и ровный рельеф местности создают благоприятные условия для строительства, хотя существует определенная опасность, связанная с развитием карстовых и суффозионных явлений.
  • Трудовые ресурсы. Одним из главных ресурсов города являются трудовые кадры с высоким уровнем образования, профессиональной подготовки и опытом практической работы. Пока остается сильной, хотя и нуждающейся в модернизации и диверсификации, база профессиональной подготовки и переподготовки, получения дополнительного образования. Достаточно внушительно выглядит научно-технический потенциал города, который может стать основой для развертывания научно-технического комплекса.
  • К этой же группе ресурсов может быть отнесено удовлетворительное состояние жилого фонда, прежде всего по относительно малому количеству ветхого жилищного фонда, требующего срочной  реконструкции.

Вторая группа ресурсов с переходом экономики на рыночные основы претерпевает существенные изменения. В ходе работы над муниципальной антикризисной программой особенно важно выделить те ресурсы, которыми реально располагает, и которые может привлечь городская администрация на цели социально-экономического развития. Основными ресурсами администрации становятся те, которые связаны с улучшением системы управления в самой администрации:

  • Сама организация городской власти - ее структура, нормативно-правовая база, схема исполнения решений.
  • Правовое и организационное “поле” деятельности граждан и инвесторов, на котором администрация может ввести разумные и понятные правила.
  • Муниципальные финансы,  прежде всего бюджет города, который можно оптимизировать в результате деятельности администрации.
  • Муниципальная недвижимость, включая землю, - ресурс, который можно “упорядочить” и управлять им как одним из краеугольных камней активизации муниципальной экономики.
  • Мощным городским ресурсом развития должна также стать сильная политическая позиция  городской власти, ориентация на всестороннюю поддержку реформ рыночного характера, открытость и привлечение городского сообщества. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, очень часто программы городского развития терпели неудачу именно из-за отсутствия политического лидерства. Дзержинская администрация сделала ряд шагов в этом направлении, в частности, в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако формирование такой позиции - в большей степени дело будущего.

Третья группа ресурсов связана с наличием в городе:

  • Мощной промышленной базы, прежде всего химических предприятий, с наличием комплекса производств, в ряде случаев уникальных. Потенциал предприятий снижается из-за старения основных фондов, однако при реализации соответствующих схем управления он вполне работоспособен.
  • Развитой инфраструктуры производственного и социального назначения, создававшейся главным образом в комплексе с основными производствами.
  • Наличием в городе “свободной ниши” для развития малого бизнеса и сферы обслуживания, связанная с практическим отсутствием этой сферы в советский период. В настоящее время развитие малого предпринимательства сдерживается в основном недостатками в “предпринимательской среде”, а также бедностью населения, острой криминальной ситуацией.

Серьезность стоящих перед городом проблем,  прежде всего экологических, определяет для Дзержинска необходимость добиваться привлечения значительного количества государственных ресурсов на цели развития. Длительное функционирования города как центра химической промышленности общегосударственного, стратегического значения, которое привело к исключительно сильному ухудшению условий жизни в городе, делает обоснованными претензии города на включение его в государственные программы целевой помощи особо нуждающимся территориям.

Подходы к разработке стратегия развития города

Настоящая программа не ограничивается краткосрочными антикризисными мерами. Деятельность городской администрации по улучшению социально-экономической ситуации в городе будет успешной только в том случае, если предлагаемые меры проводятся скоординированно, в рамках средне-/долгосрочной стратегии развития.

Город Дзержинск будет развиваться как полноценное муниципальное образование. Вместе с тем, с учетом сложности сложившейся  социально-экономической ситуации, необходимостью приложения значительных усилий и средств для восстановления нормальной среды для жизни населения (прежде всего по экологическим параметрам), предполагается в дальнейшем ограничивать количественный рост города.

Стержнем социально-экономической политики города Дзержинска будет курс на принципиальное изменение существующей целевой функции “города  при химических заводах”. Дзержинск необходимо превратить в город со сбалансированной экономикой, оздоровленной экологией, развитой социально-культурной сферой, в город, в котором произойдет существенное улучшение качества жизни населения и  условий для предпринимательства.

Исходя из этих основных установок, формулируются стратегические цели социально-экономического развития города:

  1. Диверсификация экономической структуры, и параллельно - модернизация существующих химических производств, рост их наукоемкости, увеличение доли конечной продукции, повышение экологической безопасности. Накопленный потенциал центра химической промышленности дает возможность одним из главных направлений развития экономики Дзержинска сделать развитие высокотехнологичных производств химической и смежных с ней отраслей, развивать функцию научно-образовательного центра соответствующего профиля общегосударственного масштаба.
  2. Развитие всесторонних связей с областным центром - Нижним Новгородом. Расположение в непосредственной близости от Нижнего Новгорода, одного из экономических центров общегосударственного масштаба, является мощным ресурсом развития Дзержинска и создает условия для использования агломерационного эффекта. В  соответствии с этим в Дзержинске необходимо стимулировать развитие в городе экономической деятельности, нацеленной на кооперацию с нижегородскими предприятиями, размещение в городе филиалов нижегородских предприятий, их вспомогательных производств и обслуживающих подразделений.

Приведенный перечень стратегических целей развития не исчерпывает все проблемы города. Выделенные цели относительно немногочисленны и охватывают те сферы, где предполагается сконцентрировать основные усилия для улучшения качества городской среды. Стратегические цели определяются на длительный срок (минимум на 10 лет) и на всем протяжении существования программы служат основой для формирования муниципальной политики, конкретные задачи которой и пути и решения могут корректироваться по мере изменения ситуации в городе и внешних условий развития.

Исходя из вышеперечисленных стратегических целей работа городской администрации в сотрудничестве со всем городским сообществом ориентируется на три основных направления работы:

  1. Поддержка предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику города
  2. Улучшение условий жизни населения на основе эффективного управления городским хозяйством.
  3. Совершенствование управления ресурсами города.

1. Поддержка предпринимательства и привлечение инвестиций в экономику города.

Совершенствование организации работы по привлечению инвестиций

В целях активного продвижения города Дзержинска на инвестиционном рынке предлагается администрации города в лице Управления промышленности, экономики и прогнозирования совместно с другими подразделениями администрации, предприятиями и прочими городскими организациями в качестве неотложной задачи реализовать маркетинговую программу. В нее включаются подготовка инвестиционного профиля города, содержащего необходимые для инвесторов данные о городе, мониторинг инвестиционных предложений городских предприятий и возможных источников инвестирования, содействие городским предприятиям в доведении их инвестиционных предложений до необходимых стандартов, проведение маркетинговых мероприятий (рекламных, выставочных, информационных и др.).

В качестве второй задачи предлагается администрации города совместно с городскими предприятиями, общественными, научными институтами, возможно  - областными организациями,  принять участие в образовании специализированной организации - Агентства экономического развития города Дзержинска. Создание такой организации позволит сделать работу по планированию и привлечению инвестиций не разовой компанией, а постоянным процессом адаптации городской экономики к меняющимся условиям рынка, превратить инвестиционную политику в часть общей работы по социально-экономическому развитию города, оценивать и корректировать проекты, реализуемые в городе с точки зрения их социальной значимости и соответствия стратегическим целям города.

Переход к системе правового зонирования территории города

В программе предлагается переход к правовому зонированию городской территории как к эффективному механизму реализации планов градостроительного регулирования. Правовое зонирование обеспечивает определенность прав земельных участков для застройки и одновременно гибкость их использования, позволяет наладить эффективный контроль за землепользованием, делает процесс градорегулирования открытым и прозрачным. В Дзержинске в задачи зонирования входит определение наилучшего и наиболее эффективного использования земельных участков с учетом ограничений, вызванных неблагоприятной экологией промышленных зон. При этом, перечень разрешенного использования будет учитывать как интерес инвесторов, так и намерения города, исходя из стратегии его развития. В качестве конкретной задачи в Программе  определена разработка и принятие местного нормативно-правового акта “Правила застройки и землепользования в городе Дзержинске”.

Развитие отношений в сфере землепользования

Программой предусматривается введение постановлением главы администрации комплекса мер, стимулирующих выкуп земель под приватизированными предприятиями и развитие земельных торгов (аукционов, конкурсов). Результатом этого будут, во-первых, мобилизация значительных резервов расширения доходной базы местного бюджета от городской земли и недвижимости посредством получения относительно крупных разовых платежей от выкупа земель, во-вторых, формирование собственности на землю как одной из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата.

Для активизации выкупа земельных участков приватизированными предприятиями предлагается комплекс мер, стимулирующих такой выкуп: установление единой выкупной цены в размере пятикратной ставки земельного налога; максимально возможное сокращение и четкая фиксация перечня подаваемых для выкупа земельного участка документов; облегчение и временное регламентирование процедуры оформления прав и т. д. Для развития в Дзержинске конкурентных механизмов передачи участков под застройку в Программе предлагается также проект местного нормативного акта, регулирующего организацию проведения земельных торгов, а также комплекс мер и принципов развития этих торгов.

Содействие развитию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В настоящий момент, когда финансовые гарантии не внушают доверия, только гарантированные государственной регистрацией права на землю и другие объекты недвижимости могут обеспечить вложение средств в развитие хозяйства и территории. В городе Дзержинске для достижения этой цели предлагаются к принятию следующие нормативно-правовые документы, призванные содействовать развития госрегистрации. К ним относятся документы, регламентирующие порядок взаимодействия городских (муниципальных) организаций в ходе единой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок регистрации прав на объекты незавершенного строительства в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок государственной регистрации первичных прав на общее имущество в кондоминиумах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поддержка развития малого предпринимательства

Муниципальная политика по поддержке малого предпринимательства характеризуется в Дзержинске как достаточно развитая. Тем не менее в Программе предусмотрены дополнительные меры по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В Дзержинске намечено распространить опыт Нижнего Новгорода по созданию агентства поддержки малого бизнеса и его филиалов в районах города на базе общественных организаций предпринимателей города, либо на площадях, предоставляемых администрацией на льготных условиях аренды. Агентство должно предоставлять необходимый перечень услуг на основе использования единой информационно-методической базы и единых льготных расценок.

В связи с проводимой в настоящее время подготовительной работой по введению единого налога на вмененный налог для отраслей розничной торговли и бытового обслуживания в Программе предусмотрен комплекс мероприятий, повышающих эффективность этого процесса. Для более стабильной работы предприятий и сокращения административных процедур предлагается принять распоряжение мэра города Дзержинска “О мерах по устранению административных барьеров развития предпринимательства в сфере торговли и земельных отношений”.

Привлечение инвестиций в объекты городской инженерной инфраструктуры с использованием концессионного механизма

Дзержинск испытывает острую нужду в финансовых средствах на проведение программ реконструкции и модернизации объектов городской инженерной инфраструктуры. Для привлечения инвестиций в предприятия отрасли ЖКХ рассматривается механизм передачи муниципальных предприятий в делегированное управление. В Программе предложена схема передачи муниципальных предприятий в концессию и проведен анализ возможности привлечения инвестора на конкретные предприятия города. Несмотря на то, что привлечение концессионеров на подавляющее большинство  муниципальных предприятий города  в ближайшее время маловероятно, администрации города все же необходимо начать работу по поиску инвестора, поскольку эти усилия через некоторое время могут дать необходимый эффект.

2. Улучшение условий жизни населения на основе эффективного управления городским хозяйством.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства

В части развития жилищно-коммунального хозяйства Программа предусматривает решение наиболее важных задач по созданию и совершенствованию организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при условии обеспечения качества представляемых услуг и устойчивости работы отрасли.

Предложенные меры включают организацию работы дирекции единого заказчика как компании по управлению муниципальным жилищным фондом, ликвидацию текущей задолженности по обслуживанию муниципального жилищного фонда, формирование конкуренции в сфере обслуживания жилья, совершенствование договорных отношений между управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг, содействие созданию товариществ собственников жилья, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства и помощь в совершенствовании системы тарифного регулирования.

Предлагаемые меры ориентированы на необходимость формирования экономических (вместо административных) отношений в жилищно-коммунальной отрасли, открытие рынка жилищно-коммунальных услуг и формирование конкуренции в отрасли (где это возможно), установление равных прав для субъектов хозяйствования всех форм собственности, стимулирование предприятий-монополистов к лучшей работе и сокращению затрат, максимально полная реализация возможностей собственников жилых помещений по управлению ими, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.

Совершенствование работы городского пассажирского транспорта

Основными задачами настоящей Программы в области городского пассажирского транспорта (ГПТ) являются повышение эффективности эксплуатационной деятельности предприятий ГПТ Дзержинска и повышение качества услуг по транспортному обслуживанию за счет развития конкуренции в области городских и пригородных пассажирских перевозок.

В целях повышения эффективности эксплуатационной деятельности предприятий ГПТ предлагается привести стоимость проезда на ГПТ в соответствие с расчетным тарифом, а также повысить уровень собираемости выручки транспортных предприятий от реализации билетной продукции. Снижению дотационной зависимости предприятий ГПТ должна способствовать оптимизация объемов транспортного обслуживания льготных категорий пассажиров. Кроме того, предлагается изменить принципы финансирования муниципального предприятия ГПТ Дзержинска и постепенно перейти от практики покрытия убытков от пассажирских перевозок как таковых к компенсации реальных выпадающих доходов от перевозок льготных категорий пассажиров.

Для ликвидации ущерба от использования пассажирами поддельных проездных документов предлагается ввести именной льготный проездной билет единого вида, что, кроме того, позволит определить реальное количество жителей города, имеющих льготы по оплате проезда на ГПТ.

Помимо повышения эффективности транспортной работы предприятий ГПТ, предлагается развивать рынок городских и пригородных пассажирских перевозок за счет привлечения к выполнению перевозок владельцев частного и ведомственного автотранспорта.

Меры по развитию экологической политики

В программе предусмотрены меры, которые могут быть объединены в следующие направления: привлечение действенной поддержки федеральных структур в решении экологических проблем, разработка экономических механизмов для повышения эффективности использования собственных ресурсов города, которые в настоящее время могут быть выделены на экологические программы, создание системы стимулов для модернизации производства и внедрения экологически эффективных технологий на городских предприятиях.

В Программе предлагается разработать проект целевой федеральной программы экологической реабилитации промышленного комплекса для включения в перечень программ федерального финансирования.

Предусматривается разработка механизмов по увеличению доходной базы для финансирования экологических мероприятий на основе введения лицензирования и заключения договоров комплексного природопользования, а также разработка положения о конкурсном отборе предприятий для выполнения работ по сбору, размещению и переработке отходов.

Важным источником увеличения объема инвестиций в экологизацию городского хозяйства предлагается сделать совершенствование использования экологического фонда за счет отказа от субсидирования и перехода к кредитованию или предоставлению займов предприятиям-природопользователям на основе принципов конкурсности и приоритетности наиболее эффективных экологических проектов.

В Программе предлагается также более активное использование возможности привлечения средств международных венчурных и других фондов на реализацию экологически эффективных рентабельных проектов при условии организации проектного цикла и должной подготовки предложений для финансирования.

Совершенствование муниципальной социальной политики

В рамках программы намечено сосредоточить ограниченные общественные ресурсы на помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам путем замены льготы и дотаций, предоставляемых по категориальному принципу, целевыми субсидиями малоимущим семьям во всех социально ориентированных отраслях.

Добиться повышения эффективности расходования бюджетных средств предполагается за счет перехода к конкурсному финансированию социальных программ (аналогично другим сферам управления) на основе введения системы  муниципального заказа на оказание социальных услуг и разработку и реализацию социальных проектов.

Условиями реализации этих направлений являются проведение работы по уточнению перечня всех льгот, дотаций и скрытых субсидий для разных категорий населения; проведение стоимостной оценки скрытых субсидий, льгот и дотаций в масштабе города; решение административных вопросов (исключение дублирования справок о доходах при обращении за разными видами социальной помощи, четкий обмен  данными и т.д.), а также улучшение управления социальной сферой в части разработки и утверждения нормативно-методической документации по целевым социальным программам и социальному заказу.

Поддержка ипотечных жилищных программ

В условиях сокращения финансирования строительства и обеспечения населения жильем за счет бюджета основным источником средств для приобретения жилья становятся внебюджетные источники, включая собственные средства населения и банковские кредиты. Предлагаемые в Программе меры предусматривают создание в городе условий привлечения таких средств через схему развития ипотечного кредитования на приобретение жилья, причем рассматривают ее как целостную систему, а не только как отдельные проекты, ориентированные на узкий слой наиболее состоятельных заемщиков.

Конкретно предлагается сосредоточить усилия исполнительных и законодательных властей города на следующих направлениях: разработка нормативной базы, способствующей развитию ипотечного кредитования в городе Дзержинске; организация технической помощи коммерческим банкам города для детальной проработки проектов по ипотечному  кредитованию; привлечение долгосрочных финансовых ресурсов из других регионов страны в сферу ипотечного жилищного кредитования граждан города Дзержинска.

Наиболее актуальным на начальном этапе внедрения в городе ипотеки представляется создание благоприятной нормативно-правовой базы, включая организацию деятельности органов государственной регистрации в области операций по залогу жилья, городских органов опеки и попечительства, защищающих права несовершеннолетних при сделках купли-продажи жилья, а также создание фонда временного проживания для снижения рисков ипотечного кредитования для банков - кредитующих жителей города на приобретение жилья.

3. Совершенствование управления ресурсами города.

Улучшение управления местным бюджетом и повышение эффективности  его расходов

Бюджет города Дзержинска как и остальные российские города испытывает острую нехватку денежных средств. Причем особенно остро стоит проблема с получением “живых денег”, доля которых в доходах бюджета постоянно падает. Для улучшения планирования бюджета и более рационального использования бюджетных средств в Программе предлагается переход администрации города на казначейское исполнение бюджета. Суть механизма казначейского исполнения бюджета заключается в максимальной централизации управления потоками доходов и расходов и переходе от практики авансового финансирования расходов бюджетных предприятий и организаций к прямому финансированию их расходов согласно предоставленной смете с перечислением денежных средств непосредственно на счета контрагентов. Основной целью создания казначейской системы исполнения является повышение финансовой устойчивости бюджета города.

Средств бюджета города не хватает для финансирования всех социально значимых проектов. В Программе предлагается система критериев отбора проектов , в которые могут быть вложены бюджетные средства города Дзержинска или которые будут финансироваться под бюджетные гарантии города.

Для улучшения инвестиционной привлекательности города была разработана система публикуемых показателей финансового состояния бюджета города.  Введение практики опубликования этих индикаторов повысит прозрачность бюджета, облегчит работу инвестора и усилит общественный контроль.

Повышение эффективности использования муниципальной недвижимости

Для повышения эффективности использования муниципальной собственности в Программе предлагается, прежде всего, усовершенствовать порядок сдачи в аренду объектов муниципальной недвижимости. Это может быть достигнуто путем увеличения сроков договоров аренды (до 10-15 лет), что позволит предприятиям более уверенно реализовывать проекты в производственном секторе экономики. Саму арендную плату необходимо сделать прогнозируемой, адекватно отображающей изменения на финансовом рынке (например, расчет на основе коэффициента реальной инфляции), впоследствии перейти к ее расчету на основе рыночной ставки, определяемой независимым оценщиком. С целью поддержания хорошего технического состояния объектов муниципальной недвижимости и улучшения облика города, целесообразно при проведении конкурсов на право аренды включать в качестве дополнительных условий арендных договоров такие дополнительные обязательства арендатора, как ремонт фасада здания, прилегающей территории и т. п.

Намечено повысить эффективность использования муниципальной собственности коммерческого назначения на основе определения наилучшего способа использования муниципального имущества, обеспечивающего максимальный бюджетный и экономический эффект. В условиях низкой ликвидности объектов недвижимости представляется целесообразным использование таких финансовых инструментов как лизинг, продажа в рассрочку, реализация с инвестиционными обязательствами.

Создание в городе системы регистрации имущественных прав, а также проведение мероприятий по правовому зонированию и принятие нормативных актов, устанавливающих права собственности на землю, позволят местным предпринимателям широко использовать залог принадлежащих им объектов недвижимости, в том числе предприятий, как единых имущественных комплексов, в качестве обеспечения привлекаемых кредитов.

Предварительная оценка бюджетной эффективности Программы

Проведение предлагаемого комплекса мероприятий не является самоцелью. Они направлены на активизацию экономической деятельности в городе, на  привлечение внешних ресурсов, что должно привести к росту занятости и пополнению доходов бюджета. Конечной целью является оптимальное использование бюджетных средств и привлечение дополнительных источников финансирования для улучшения условий жизни в городе и формирование благоприятной общественной среды.

Количественно эффект для бюджета оценивается как:

  • увеличение доходной базы бюджета за счет роста поступлений от налогов и платежей, в частности, в результате уточнения налоговой базы, а также активизации предпринимательской деятельности;
  • относительная экономия расходов по статьям бюджета, повышение эффективности расходов.

Разработана методика расчета эффекта по отдельным мероприятиям, которые будут проводиться в течение первых двух лет с момента начала реализации программы.  На основе представленных данных  получены конкретные показатели эффекта для первого и второго годов. Для того, чтобы оценить общий долгосрочный эффект от мероприятий программы, применен метод оценки текущей доходной стоимости реализации мероприятий программы (с помощью дисконтирования финансовых потоков), в основе которого заложена идея о том, что денежные средства имеют временную цену.

Учет межотраслевых связей позволил бы точнее оценить эффект для бюджета. Однако в силу отсутствия такой информации в данном случае не учитывается дополнительный эффект, возникающий в результате взаимодействия предприятий и организаций различных отраслей городской экономики. Также трудно оценить положительную роль создаваемых условий для развития рынка земли и недвижимости, для активизации инвестиционной деятельности, которые способствуют значительному увеличению общего эффекта. Однако даже без учета этих факторов предполагаемый суммарный эффект (за 5 лет) сравним с привлечением дополнительной суммы, равной примерно 15% бюджета города, запланированного на 1999 год.  

Структурное направление: 
Год начала: 
2003
Год окончания: 
2003
Регион: 
Дзержинск

Закрыть