Вы здесь

Эффективная социальная политика - год 1,2

Цель проекта "Эффективная социальная политика" – содействие более активному использованию муниципалитетами местных ресурсов для решения острых социальных проблем путем повышения эффективности и действенности программ социальной помощи и обслуживания благодаря привлечению в эту сферу на конкурсной основе новых сил и средств.

С октября 1999 по сентябрь 2001 г. Институт экономики города (Москва, Россия) и Urban Institute (Вашингтон, США) участвовали в реализации проекта Совершенствование системы социального обслуживания в Российской Федерации, финансировавшегося АМР США. В основном работа по проекту проходила в четырех российских городах – Арзамасе, Великом Новгороде, Перми и Томске. Перед участниками проекта стояла задача повысить адресный характер, эффективность и действенность программ социальной помощи и обслуживания, привлекая для их реализации на конкурсной основе негосударственные структуры и последовательно проводя в жизнь соответствующие административные реформы.

Реализация этого проекта позволила сотрудникам ИЭГ/UI придти к следующим выводам:

  • при разработке новых социальных программ или реформ наибольшие трудности у городских администраций возникают в связи с необходимостью проработки подробного плана их осуществления;
  • местные администрации не обеспечивают сотрудников социальных учреждений и ведомств соответствующими методическими пособиями и инструктивными материалами, с помощью которых они могли бы быстро овладеть новыми приемами и методами работы и применить их на практике;
  • городские администрации не видят в привлечении к выполнению муниципальных социальных заказов негосударственных организаций и развитии конкуренции между ними реальную возможность повысить эффективность и действенность программ социального обслуживания населения;
  • негосударственные организации обычно не готовы заключать контракты с муниципалитетами на предоставление социальных услуг населению;
  • поддержка конкретных реформ на местном уровне зачастую страдает отсутствием стабильности и последовательности.

Все эти, а также иные выводы были должным образом учтены при разработке проекта "Эффективная социальная политика" с целью обеспечить дальнейшее развитие и углубление реформ, начало которым было положено в рамках пилотных проектов, осуществлявшихся на предыдущем этапе.

Реформирование системы социальной защиты населения на местном уровне

Цель этой работы – повышение эффективности и действенности программ социальной помощи в России путем оказания прямой технической помощи отдельным городам, специально отобранным для участия в проекте. Фактически эта работа преследовала сразу две цели. С одной стороны, она была призвана помочь городам – участникам проекта повысить качество работы по социальной защите населения на местном уровне путем проведения соответствующих реформ, направленных прежде всего на повышение адресности программ социальной помощи, совершенствование их административного управления, превращение сферы социального обслуживания в конкурентоспособную среду и повышение заинтересованности корпоративного сектора в благотворительной поддержке социальных программ. С другой стороны, опыт, накопленный этими городами, стал своеобразной базой для разработки общей модели реформы социального сектора.

Повышение адресной направленности социальной помощи

В городах ‑ участниках проекта члены рабочей группы работали с местными администрациями над реформированием городских программ социальной помощи, с тем чтобы эта помощь носила более адресный характер и предназначалась действительно малоимущим слоям населения. Данная работа  включала в себя как кардинальный пересмотр действующих программ социальной помощи для перевода их на принципы адресности, так и реализацию новых программ, специально разработанных в целях внедрения в практику новых методов повышения адресности социальной помощи. Демонстрационные проекты были внедрены в городах Пермь, Красноармейск, Арзамас, Биробиджан.

Повышение качества социального обслуживания

В ходе решения этой задачи члены рабочей группы вели в городах ‑ участниках проекта работу с местными администрациями и негосударственными организациями по внедрению в их практику конкурсных принципов распределения муниципальных заказов на предоставление социальных услуг как одного из способов повышения качества, объема и эффективности муниципальной системы социального обслуживания населения. Наиболее удачный опыт такого внедрения используется в качестве примерной модели, рекомендованной для применения в других городах России.

Эксперты Института экономики города помогали муниципалитетам подготовиться, а затем и провести конкурсы на получение муниципального социального заказа.

Реформа административного управления социальными программами

Эксперты Института экономики города активно работали с городами-участниками в сфере совершенствования административной системы управления программами социальной защиты. Эта работа включала в себя проведение учебных семинаров, предоставление консультационной помощи по вопросам структурной реорганизации системы социальной защиты, разработку и распространение соответствующих методических рекомендаций и учебных материалов, иные мероприятия, направленные на повышение уровня административного управления системой социальной защиты.

Одним из основных направлений деятельности рабочей группы было распространение опыта г. Арзамаса по реорганизации работы городских социальных служб по принципу «одного окна». Идея реорганизации состояла в том, чтобы перейти от системы разрозненных социальных учреждений, ведающих предоставлением большого числа разных социальных пособий и льгот, к системе, когда все они будут предоставляться едиными социальными центрами, расположенными в каждом районе города. В соответствии с этой идеей была разработана единая форма заявления, которая может быть использована при оформлении любого вида социальной помощи.

Развитие корпоративной благотворительности

Работа в городах по развитию корпоративной благотворительности в сфере социальной защиты, включающая в себя проведение экспресс-оценки уровня и тенденций развития корпоративной благотворительности на местах, а также выявление возможностей для объединения усилий местных деловых кругов, негосударственных организаций и местных органов власти в целях обеспечения социальной защиты населения. В рамках данного проекта была проведена аналитическая и практическая работа, проанализированы факторы формирования социальной ответственности бизнеса, разработаны и внедрены механизмы оценки и обеспечения прозрачности социальной ответственности и социально ориентированной деятельности бизнеса в России, а также расширены исследования взаимодействия бизнеса и власти по решению социальных проблем.  Рабочей группой были организованы и проведены «круглые столы» по проблемам корпоративной благотворительности для представителей местных деловых кругов, негосударственных организаций и органов власти.

Совершенствование системы административного управления органами социальной защиты на местном уровне

Разработано Руководство по методам управления местными органами социальной защиты. Данное Руководство охватывает следующие темы:

  • функции и обязанности руководителя местной службы социальной защиты;
  • правила и порядок приема граждан;
  • организация приема граждан ‑ в порядке живой очереди и по записи: «за» и «против», методы организации приема граждан по предварительной записи;
  • организация беседы с посетителем, в ходе которой проверяются его права на получение социальной помощи: методы приема и подачи информации;
  • принцип конфиденциальности: что это значит и зачем это нужно, методы обеспечения соблюдения принципа конфиденциальности;
  • форма заявления: цель и структура заявления;
  • методы планирования и оценки работы сотрудников социальных служб;
  • контроль за качеством работы социальных работников: разработка системы проверки личных дел клиентов, методы оценки качества работы социальных работников, меры по уменьшению количества ошибок в их работе;
  • система отчетности: использование автоматизированных информационных систем в целях повышения качества управления местными органами социальной защиты;
  • обучение: оценка необходимости того или иного вида обучения, разработка программ обучения для новых сотрудников, разработка программ повышения квалификации для давно работающих сотрудников;
  • сбор и представление информации: определение необходимых видов информации и методов ее сбора.

Руководство стало основой для разработки учебного курса Управление программами социальной помощи и социального обслуживания.

Федеральные программы

Цель данного направления работы ‑ содействие повышению эффективности и действенности российской системы социальной защиты населения на федеральном уровне с целью предоставления региональным и местным органам власти более широких возможностей по коренному реформированию социального сектора.

В частности, эта работа включала в себя:

  • разработку методических материалов по практике и методам управления местными органами социальной защиты для руководителей местных социальных учреждений и ведомств; 
  • содействие в формировании единых подходов и принципов управления в рамках действующих социальных программ: Программы детских пособий и Программы жилищных субсидий;
  • сотрудничество с представителями федеральных органов власти по вопросам разграничения полномочий разных уровней власти в сфере обеспечения социальной защиты населения.

Унификация программ детских пособий и жилищных субсидий

Программа детских пособий и Программа жилищных субсидий представляют собой пример адресных федеральных программ социальной помощи. Многие малообеспеченные российские семьи являются получателями помощи, предоставляемой в рамках этих программ. В то же время у программ есть много различий в методах и правилах предоставления помощи, в том числе в методах определения семей, имеющих право на участие в данных программах, а также в методах определения и расчета среднедушевых доходов. Кроме того, семьям, желающим принимать участие и в той и в другой программе, чаще всего приходится посещать два разных ведомства, подавать два заявления и представлять два комплекта документов, несмотря на то что они содержат одну и ту же информацию.

В ходе осуществления  проекта эксперты ИЭГ работали с межведомственной рабочей группой по выявлению различий в нормативных базах обеих программ. По результатам этой работы была подготовлена служебная записка, объясняющая, в чем состоят основные различия между программами с точки зрения правил и порядка сбора одних и тех же видов информации, например сведений о доходах семьи, и расчета ее среднедушевого дохода при определении права на получение социального пособия. В служебной записке были также предложены возможные пути преодоления этих различий.

Участие в разработке социально-экономической политики

В рамках проекта осуществлялось сотрудничество с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и другими государственными органами федерального уровня по различным вопросам социально-экономической политики по мере их возникновения. Одним из элементов этой работы было участие сотрудников направления «Социальная политика» в деятельности рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по разграничению полномочий и функций между федеральным правительством, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. По просьбе данной рабочей группы специалисты проекта предоставляли ей необходимую информацию и рекомендации, а по окончании первого года реализации проекта представили также отчет о возможных вариантах разграничения полномочий различных уровней власти в сфере обеспечения социальной защиты населения.

Мониторинг и оценка программ

Цель этого направления работы ‑ содействие росту эффективности и действенности российских программ социальной помощи путем внедрения в практику их административного управления методов мониторинга и оценки, а также осуществления постоянного анализа хода социальных реформ.

Распространение опыта

Цель этого направления работы ‑ содействовать росту эффективности и действенности российских программ социальной помощи путем распространения передового опыта и примеров наилучшей практики реализации социальных реформ среди регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, и других регионов страны. Фонд реализовал ряд демонстрационных проектов

Структурное направление: 
Год начала: 
2001
Год окончания: 
2003

Закрыть