Вы здесь

Отработка и внедрение на территории Республики Коми механизма предоставления льгот, субсидий и других видов государственной социальной помощи с использованием персонифицированных социальных счетов граждан

Фонд "Институт экономики города" стал победителем открытого конкурса по размещению государственного заказа Министерства труда и социального развития Республики Коми «По отбору исполнителя на выполнение комплекса работ по отработке и внедрению на территории Республики Коми механизма предоставления льгот, субсидий и других видов государственной социальной помощи с использованием персонифицированных социальных счетов граждан».

План работы по проекту "Отработка и внедрение на территории Республики Коми механизма предоставления льгот, субсидий и других видов государственной социальной  помощи с использованием персонифицированных  социальных  счетов граждан":

Этап 1. Исследование системы социальных гарантий, выплат, льгот и субсидий, предоставляемых населению Республики Коми из средств регионального бюджета, а также отдельных муниципальных образований, и формирование предложений по выбору социальных гарантий, выплат или льгот, которые должны быть переведены в денежную форму и на социальные счета граждан.

  • Разработка формата для правового анализа социальных гарантий, выплат, льгот и жилищных субсидий, фактически предоставляемых населению Республики с целью определения уровня ответственности (в т.ч. финансовой) за их предоставление.
  • Разработка формата для анализа объема необходимых затрат на предоставление социальных гарантий, выплат, льгот и субсидий, которые потенциально могут быть переведены на социальные счета, сопоставления с фактическим объемом финансирования и определения объема нефинансируемых или частично финансируемых социальных гарантий.
  • Разработка инструментария для оценки изменения функциональной  нагрузки на специалистов органов социальной защиты.
  • Разработка инструментария социологического исследования для оценки республиканских и муниципальных льгот с точки зрения их доходной значимости для населения, готовности населения к открытию социальных счетов.
  • Анализ данных, полученных в результате проведения Правительством РК правового и финансового анализа социальных гарантий, а также социологического исследования; разработка предложений по перечню социальных гарантий для перевода на социальные счета граждан.
  • Проведение обучающего семинара для сотрудников республиканских и муниципальных органов социальной защиты населения и финансов. Тема семинара включает такие вопросы, как концепция социальных счетов; основные характеристики социальных счетов и этапы их внедрения; преимущества социальных счетов для населения, поставщиков социальных услуг, органов социальной защиты населения; основные сложности внедрения данного механизма; опыт других регионов России и зарубежный опыт использования данной технологии.

Результат: разработка предложений по  внедрению на территории республики льгот и субсидий через систему персонифицированных социальных счетов граждан с учетом оценки ожидаемых финансовых, социальных и организационных последствий перехода на денежную форму выплат.

Этап 2. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения реализации эксперимента

  • Подготовка проектов изменений и дополнений в существующие нормативные и законодательные акты Республики Коми.
  • Подготовка проектов нормативных документов (распоряжение Главы РК, постановлений Правительства РК, порядков и положений), создающих базу для внедрения системы социальных счетов в выбранных муниципальных образованиях и по выбранным видам социальных выплат.
  • Подготовка проектов изменений и дополнений в нормативные акты выбранных муниципальных образований, регулирующих местные льготы и социальные гарантии,  в случае перевода их на социальные счета.
  • Подготовка проекта соглашения об информационном обмене между участниками проекта (органами социальной защиты населения, банками, отделениями казначейства, органами управления финансами, организациями, предоставляющими социальные услуги).
  • Подготовка перечня мониторинговых показателей и системы мониторинга внедрения проекта.
  • Подготовка проектов инструктивных и методических материалов для сотрудников органов социальной защиты, которые будут участвовать в реализации проекта на этапах работы с населением, информационного обмена, назначения и перечисления социальных выплат на социальные счета и др.
  • Проведение семинара для сотрудников органов социальной защиты населения по работе с инструктивными и методическими материалами в г. Сыктывкаре.

Результат: подготовка комплекта нормативно-правой и методической документации, необходимой для внедрения социальных счетов.

Этап 3. Сопровождение эксперимента.

  • Консультирование Министерства труда и социального развития Республики Коми по вопросам, возникающим в ходе внедрения и мониторинга реализации проекта.
  • Обучение сотрудников органов социальной защиты населения в г. Сыктывкаре и выбранных муниципальных образованиях.
  • Анализ результатов мониторинга и предоставление отчетов и комментариев Правительству РК.

Результат: анализ результатов мониторинга и предоставление отчетов и комментариев для выработки предложений Правительству Республики Коми по внедрению системы персонифицированных  социальных  счетов граждан на всей территории республики.

Ход реализации проекта

Для проведения эксперимента и отработки новой модели предоставления жилищных субсидий были выбраны четыре муниципальных образования Коми – г.Сыктывкар, г. Инта, г.Эжва и сельскохозяйственный  Сыктывдинский район.  В рамках первого этапа ИЭГ провел установочный семинар для специалистов органов социальной защиты и служб жилищных субсидий, на котором специалисты ИЭГ рассказали о модели социальных счетов и опыте ее внедрения на территории России. В соответствии с пунктами рабочего плана специалисты ИЭГ осуществили экспертный анализ действующей системы социальной помощи и жилищных субсидий в  пилотных муниципальных образованиях, подготовили аналитическую записку о состоянии системы, предложения по объемам финансирования новой модели предоставления жилищных субсидий на счета граждан. 

В рамках второго этапа  Министерству труда и социального развития Республики Коми был предложен пакет проектов новых нормативных актов и методических материалов, в частности:  проект постановления губернатора «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» с учетом изменений в федеральном законодательстве, регулирующем жилищно-коммунальную сферу; методику сокращения потребности в бюджетном финансировании при переходе на новый расчет размера субсидий  на оплату жилищно-коммунальных услуг, пакет материалов для проведения опроса  населения в целях мониторинга внедрения новой модели.  Проведен обучающий региональный семинар для специалистов, преступающих к работе с жилищными субсидиями на персонифицированные социальные счета  граждан, на котором специалисты ИЭГ разъяснили положения нового порядка предоставления жилищных субсидий, отраженного в новом Жилищном кодексе.

Третий этап проекта требовал активного внедрения модели и ее мониторинга. Но  в связи с тем, что субъекты Российской Федерации в конце 2004 г. были поставлены в очень жесткие условия реформирования сферы межбюджетных отношений, проведения реформы льгот в целях их монетизации, а также проведения административной реформы, окончательное внедрение проекта перенесено на январь 2005г., соответственно,   его мониторинг – на июнь 2005г. В связи с данными объективными трудностями ряд мероприятий из третьего этапа, в частности: мониторинг проекта и разработка новой организационной модели управления социальной защиты населения Республики Коми (с расчетом требующейся штатной численности) перенесены на первую половину 2005г.

С учетом заключенного между ИЭГ и Министерством труда и социального развития дополнительного соглашения, проект был окончательно завершен в июле 2005 г.

Год начала: 
2004
Год окончания: 
2005
Регион: 
Республика Коми

Закрыть