Вы здесь

Описание проекта ИЭГ по формированию моделей межмуниципального сотрудничества

Межмуниципальная хозяйственная кооперация (межмуниципальная кооперация для решения вопросов местного значения) может стать альтернативой тенденциям передачи полномочий и оптимизации территорий муниципальных образований (укрупнение муниципалитетов), т.к. позволяет повысить эффективность и результативность муниципального управления в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, и, кроме того, она решает задачу ограждения общественных ресурсов (имущества и бюджетных средств) от коммерческих рисков, снижает коррупционные риски.

Допустимые Федеральным законом №131-ФЗ организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества

Сегодня можно говорить о трех сложившихся типах форм межмуниципального сотрудничества, допускаемых российским законодательством:

  • коллективные формы (ассоциации, союзы, советы);
  • договорные формы (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, передача права временного или постоянного пользования муниципальным имуществом иным муниципальным образованиям и др.);
  • организационно-хозяйственные формы (создание координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп без наделения их статусом юридического лица, а также создание самостоятельных хозяйствующих субъектов: автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО).

Специалистами ИЭГ подробно анализировались правовые особенности и практика создания всех, допускаемых российским законодательством форм межмуниципального сотрудничества, а также зарубежный опыт организации межмуниципальной кооперации. Были выявлены законодательные ограничения и правовые коллизии отдельных законодательных норм, регламентирующих межмуниципальное сотрудничество в России, которые не позволяют развивать формы хозяйственной кооперации. Данное исследование представлено в аналитической записке «Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации», краткая версия которой опубликована на сайте ИЭГ.

Кроме правовых проблем к препятствиям, сдерживающим исполнение норм Федерального закона №131-ФЗ, касающихся межмуниципального сотрудничества, можно отнести также отсутствие у муниципалитетов стимулов к повышению эффективности хозяйствования. Модель преимущественно бюджетного выравнивания мотивирует муниципалитеты на рост бюджетных расходов за счет роста затрат, а не на достижение результата за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Выявленные проблемы широко обсуждались специалистами ИЭГ с экспертным сообществом и муниципальными практиками в рамках дискуссионного клуба ИЭГ (июнь 2009г.), на Совете при Председателе государственной Думы РФ (сентябрь 2009), посвященном данному вопросу, а также в публикациях экспертов ИЭГ.

Вместе с тем, проблема развития хозяйственной кооперации муниципалитетов России остается не решенной до сих пор.

Именно поэтому новым проектом ИЭГ на 2010-2011 гг. стала разработка моделей хозяйственной кооперации муниципалитетов в разных областях деятельности и в разных организационно-правовых формах.

При подготовке моделей эксперты ИЭГ приняли за основу тезис, что межмуниципальное сотрудничество должно рассматриваться муниципалитетами не как самоцель для получения каких – то политических дивидендов, а как эффективный способ решения вопросов местного значения, в основе которого лежит экономическая и социальная целесообразность. Например, экономическая и социальная целесообразность диктует принятие тех или иных организационных форм предоставления услуг: при необходимости снижения стоимости услуг (если возможности внутренней оптимизации исчерпаны, целесообразно повысить масштаб ее предоставления); при необходимости повышения доступности услуг (расширяется объем ее предоставления). Если и в первом, и во втором случае возможности одного муниципалитета исчерпаны, целесообразно включать механизм межмуниципального сотрудничества.

Краткое описание моделей межмуниципального сотрудничества (.doc, 82Кб)

Структурное направление: 
Город: 
Москва

Закрыть